Том 12, Номер 4, 2006

pdf_3.png

В.Н. Кущенко
Параметры и факторный анализ особых нагрузок укосных шахтных копров от защемления, поднимающего сосуда 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье приведена методика и результаты математического моделирования особых нагрузок укосных шахтных копров при защемлении поднимающегося сосуда в упруго-пластическом и абсолютно жёстком основании. Установлены основные параметры особых нагрузок, которыми являются суммарное усилие и разность усилий натяжения ветвей подъёмного каната, а так же инерционные нагрузки от поперечных колебаний конструкций шахтных копров. В результате численных экспериментов установлены три группы факторов влияния на параметры особых нагрузок: условия аварийной ситуации; технические характеристики подъёмной машины; динамические характеристики конструкций шахтных копров. На основании выполненного факторного анализа определены условия появления экстремальных значений особых нагрузок. Для шахтных подъёмных машин в зависимости от условий аварийной ситуации и технических характеристик подъёмных машин возможны аварийные ситуации двух видов: без разрыва подъёмного каната и с разрывом подъёмного каната. Для малых подъёмных машин, на которых разрыв подъёмного каната не возможен, экстренным особым нагрузкам соответствует коэффициент динамичности по горизонтальной составляющей главного вектора нагрузки 1,5-1,53. Для прочих подъёмных машин, для которых разрыв подъёмного каната возможен, соответствующий коэффициент динамичности составляет 1-1,1.
Ключевые слова: укосные шахтные копры; особые нагрузки; факторный анализ; экстремальные значения нагрузок.

 

pdf_3.png

Ж.Н.Войтова, Т.П.Малютина, Д.В.Левченко
Проектирование ограждающих конструкций покрытия сегментного очертания  на основе точечного исчисления 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формообразования при проектировании ограждающей конструкции сегментного очертания покрытия внутреннего дворика расположенного по пр.Мира в г.Донецке, на основе точечного исчисления. Для данного объекта показана математическая возможность расчета узловых точек ферм для двустороннего криволинейного покрытия. Вычислительные формулы были представлены в виде математического аппарата точечного исчисления: в качестве образующих и направляющих криволинейного покрытия была выбрана парабола второго порядка, известная как Б2 кривая плоскость. Имея уравнения параболы, с помощью компьютерного алгоритма формообразующая дуга кривой делилась на необходимое число узлов, с определенными координатами, которые и задали требуемую схему фермы при расчете конструкции покрытия в программном комплексе «SCAD».
Ключевые слова: оптимизация задания расчетной схемы, точечное исчисление, кривая Б2-го порядка, математическая возможность расчета координат узловых точек, поликарбонатная светопрозрачная панель.

 

pdf_3.png

Е.В.Шевченко, Т.Е.Удод
Разработка методов борьбы с пляской проводов ВЛ для Украины 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Нарушения электроснабжения, которые возникают во время низкочастотных колебаний проводов, ставят задачу борьбы с ними на первый план. Проведенные теоретические исследования поведения провода показали, что наиболее опасными являются случаи пляски с 1, 2, 3 и 4-мя полупериодами колебаний в пролете. В настоящее время известно большое количество различных предложений касательно защиты ВЛ от пляски проводов, известно более 130 патентов. Но такое большое количество методов защиты свидетельствует о том, что в настоящее время еще не найден радикальный способ борьбы с пляской. Поставленная цель достигается тем, что в пролете воздушной линии электропередачи на проводах между смежными проводами установлено не менее, чем один изолирующий соединитель с жестким сопротивлением растяжению и мягким сопротивлением сжатию с ограниченной гибкостью в направлении сближения соединенных проводов. Предложенные технические решения, как способ, так и устройство позволяют эффективно погасить пляску проводов, как правило, еще в начале ее возникновения.
Ключевые слова: воздушные линии электропередачи, пляска проводов, теоретические исследования, анализ результатов, разработка методов, устройство.

 

pdf_3.png

В.Е.Волкова, М.И.Казакевич
Отображения фазовых траекторий в анализе динамических свойств хаотических систем 

Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам разработки комплексного подхода к качественной и параметрической идентификации существенно нелинейных механических систем. Представленный авторами метод демонстрирует практическую возможность идентификации моделей механических систем с использованием отображений фазовых траекторий на плоскости «ускорение – перемещение». Предлагаемый метод близок методу обработки временных процессов по пикам и в отличие от существующих методов качественной идентификации не громоздок в реализации.
Ключевые слова: гибкий стержень, хаотические колебания, отображения фазовых траекторий, фазовая плоскость «ускорение – перемещение», качественная и параметрическая идентификация.

 

pdf_3.png

И.С.Холопов, М.Д.Мосесов, Е.В.Ильдияров, С.М.Петров
Исследование напряженно-деформированного состояния кровельных панелей с утеплителем из базальтовой ваты 

Самарский Государственный Архитектурно – Строительный Университет
Аннотация. Описываются методика и результаты экспериментальных исследований трехслойных кровельных панелей с утеплителем из базальтовой ваты. Исследовалось напряженно-деформированное состояние конструкций. Получены данные о характере распределения напряжений в обшивках и работе минераловатного заполнителя. Определена несущая способность панелей различной толщины. Определены физико-механические свойства материалов панели Создана расчетная модель на основе МКЭ.
Ключевые слова: экспериментальные исследования, трехслойные панели, базальтовый утеплитель, несущая способность.

 

pdf_3.png

С.В.Турбин
Совершенствование методик определения климатических нагрузок на воздушные линии электропередачи 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье приведена методика определения климатических нагрузок по профилю трассы ВЛ 330 кВ «Ладыжинская ТЕС – Днестровская ГРЭС», опоры 1-448», которая значительное время находится в эксплуатации. Основной целью данных исследований являлось выявление «слабых» мест, в которых усилия от внешних воздействий будут наибольшими. Данная методика базируется на основных методических положениях главы 2.5 ПУЭ-2006 [1] и является составной частью проекта методических указаний по оценке технического состояния воздушных линий электропередачи. В результате проведенных исследований были выявлены участки, которые в первую очередь нуждаются в проведении ремонтно-восстановительных мероприятий.
Ключевые слова: воздушная линия, климатические нагрузки, оценка технического состояния.